Создание совместных проектов

Совместные объекты – это объекты, создаваемые коллективными усилиями посетителей выставки, возникающие благодаря сотворчеству и воле многих людей. Такие объекты не так просто спроектировать, но они того стоят – ведь они создают значимое для большинства людей ощущение сопричастности к чему-то большому.

Создание совместных проектов

В основе таких коллективных объектов могут лежать какие-то символические формы, рассчитанные прежде всего на изменение сознания людей. Объединение усилий может быть также связано с реальным участием в решении каких-то знаковых культурных или социальных проблем (защита или гуманизация культурной, биологической среды, краудфандинг социальных проектов).

В рамках нашей выставки мы создали объекты обеих категорий. Первый назывался «Карта мечты» и был нацелен на совместное создание посетителями рельефной карты мира, отражающей стремления разных путешественников.

Чтобы реализовать это, посетителю предлагались маленькие кусочки пластика, снабженные двусторонним скотчем, и карта мира, куда он мог поместить свою мечту. Создание этой зоны было достаточно трудоемким (было заготовлено более 3000 таких кусочков) и мы возлагали на нее большие надежды. Но все пошло не по плану.

Предполагалось, что никакой поясняющей схемы для этого объекта не требуется – все понятно интуитивно. Как показал опыт, многие действительно сразу понимали, что нужно делать и с удовольствием участвовали в этом. Однако ситуацию сразу же подпортила «Ночь музеев», непосредственно перед которой выставка и открылась. Гигантский поток людей, высокая скорость прохождения экспозиции, недостаточность персонала для контроля всех и помощи во всех зонах участия привели к тому, что карта была вся уклеена точками. Были заполнены моря, океанские впадины и места, в которых вряд ли кто-то действительно хотел побывать. Мы были разочарованы и думали, что объект нужно полностью переделывать. Но оказалось, что такая переполненность карты воспринимается людьми по-другому. Из того что мы смогли услышать, следовало, что это сделало ее магической – на ней были следы многих сотен людей, действительно страстно желавших открывать мир. Это будоражило, становилось основой для исчезающей с годами веры, что все возможно!

Важность символического участия хорошо, на взгляд Нины Саймон, продемонстрировала выставка «Только половина неба» в Культурном Центре «Skirball».

«Эта выставка о притеснении женщин во всем мире, основанная на книге под тем же названием (авторы Николас Кристоф и ШерилДувун).Это проникающая в сердце выставка, тема которой — женщины, которые страдают от роста торговли людьми, неравного доступа к образованию и здравоохранению, а также культур, которые относятся к ним, как к одноразовой собственности. На выставке, как и в книге, не только рассказывают ужасные истории, но и подталкивают посетителей действовать, чтобы помочь изменить жизнь женщин во всем мире. Задача не из легких для музейной экспозиции. Я была вовлечена в начало планирования этого проекта, и мы были все поражены масштабностью проблемы, нашим сильным желанием внести изменения. Когда я посетила выставку в ноябре, я увидела много возможностей участия для посетителей. Некоторые из них очень конкретные и полезные – открытки-петиции, которые подписывали и отправляли, кампания «Нажмите, чтобы отдать свой голос», проводимая в партнерстве с корпоративным спонсором. Посетители могли поделиться тем, что вдохновило их на выставке и тем, что они планируют сделать после выхода из музея.

Но самые красивые совместные мероприятия имели в основном символический характер (и были разработаны Кариной Уайт, очень талантливым человеком). Крупнейшим из них был «Купол желаний», который висел над всей галереей. Посетители могли «написать пожелание для женщины или девушки» или «написать желание для женщины, столкнувшейся с трудной ситуацией». Пожелания затем добавляли к потолку, с течением времени создавая «небо» пожеланий для женщин. Самым странной зоной участия была стена, полная точек – 20. 000 из этих точек представляли собой лишь часть из 60 миллионов женщин, которые страдают по всему миру.

Там не было никаких конкретных инструкций к точкам. Посетители раскрашивали их, писали крошечные сообщения на них, и использовали их для создания аппликаций. Я не очень поняла, зачем эти точки. На мой взгляд, они были чисто символические. Мой взгляд на точки изменился, когда я прочитала короткое сообщение в блоге о визите молодого посетителя имени BJ (возраст / пол неизвестен). BJ описал «Половину неба» так:

«Галерея была огромной и полностью белой. У них были маленькие области на стене, где были написаны истории пострадавших женщин, и что хорошего они сделали. У них также было место, где вы писали желание для женщины, которую вы знаете, и для одной из пострадавших женщин. Другое занятие был окрашивание точки любым цветом, что говорит, что вы поддерживаете женщин. Было 20000 точек. Я знал, что я не буду делать желания. Что я там напишу? К сожалению, ваша жизнь не потрясающая! Надеюсь, что она станет лучше! Это то, что каждый будет писать, и это было полностью бессмысленно для меня. Так я и наделал точек. Я красил, красил и красил еще точек. Каждая точка была покрашена новым цветом, некоторые были многоцветными. Для каждой точки я чувствовал, что я пытаюсь помочь, или дать поддержку, так или иначе. Когда мы уехали, я был отчасти ошеломлен. В то время как другие дети говорили о том, что происходит в школе, стараясь забыть о действительно важных вещах, я сидел в тишине и думал. Я думал о женщинах, которые так старались и так сильно пострадали. Я думал о точках. И я подумал о том, сколько я бы сделал больше цветных точек, было бы время. Может быть, тысячи. Поддержка тысяч».

Эта запись очаровала меня по нескольким причинам. BJ был очень тронут выставкой и не знал, как реагировать. BJ не был готов сделать конкретное действие, такое, как обмен конкретными желаниями для женщин. BJ не видел это значимым способом привлечь внимание к проблеме. Но зато BJ видел точки таковыми. Я не думаю, что BJ думал, что заполнение стены точками фактически означало, что он / она совершает полезное действие. Но для BJ это был способ выразить, что он затронут этой проблемой. Я поняла, что даже символическое участие может быть способом для нас, чтобы помочь посетителям сделать первый шаг к действию, позволяя им выразить эмоциональную реакцию. Это не логично представить, что каждый посетитель готов подписать заявление или выразить его / ее намерение действовать определенным образом. Точки служат своего рода строительными лесами, позволяя кому-то, как BJ, показать, что он / она заинтересованы. И это вовсе не бесполезно».

Еще одним коллективным объектом на выставке стала зона «Вы можете помочь осуществить мечту». Мечту команды инвалидов-спинальников о путешествии по Колыме. В зоне выставки, посвященной их путешествиям, мы поставили тумбу, оформленную под дорожный столб и имеющую в верхней части прорезь для денег. Нас заботило, как люди увидят свой вклад в это важное дело. Одной из идей было создать собирающийся макет коляски, на которой они путешествуют, чтобы каждый бросающий монету мог добавить к этому нарастающему макету свою частичку. Это могло бы визуализировать это совместное действие. Однако на практике реализовать это не удалось.

Тем не менее, зона все равно производила сильное впечатление на посетителей. За 2 с небольшим месяца выставки они внесли вклад в размере около 8,5 тыс. рублей, что как раз равносильно стоимости одной новой коляски. Все вместе помогли одному человеку. Это здорово. Это очень важно.

Изначально в рамах проекта задумывалось мобильное приложение для посетителя выставки. Однако в ходе реализации проекта было принято решение переориентироваться на сайт, как инструмент, доступный более широкой аудитории и дающий больше возможностей для развития.

В основу этого каталога были положены три основные идеи.

Во-первых, это карточка самого предмета, содержащая информацию не только о самом предмете, но и интересные истории о путешествиях в ассоциативно-смысловом поле, задаваемом экспонатом.

Во-вторых, это максимальная интерактивность и диалогичность, возможность:

  • добавлять комментарии к предметам;
  • задавать вопросы музейным кураторам;
  • создать свою коллекцию путешественника (распечатывается и размещается на выставке в музее);
  • собрать свой виртуальный чемодан из понравившихся экспонатов и поделиться этой подборкой в форме открытки с выставки.

В-третьих, авторизация пользователей и создание микросоциальной сети вокруг контента выставки. Пользователи могут найти в приложениях своих друзей, просмотреть открытки и коллекции посетителей выставки.

Идею взаимодействия поддерживает также серия опросов, созданных в русле развития проблематики путешествий в контекстах, задаваемых разными предметами выставки. Посетитель сайта может не только оставить свое мнение, но и узнать, что думают другие по знаковым для практики путешествий вопросам. Кроме того, у него есть интересная возможность посмотреть, с кем из посетителей сайта он больше похож по подходу к путешествиям – система выдает вам топ-10 единомышленников по результатам всего массива голосований, пройденных посетителями сайта.

Поскольку выставка в продолжает свое существование и путешествует по площадкам разных музеев, то нами была разработана система привлечения внимания посетителя к возможностям сайта проекта.

Также сайт стал основой для Виртуального музея путешествия Свердловской области. До этого года на нем появились экспонаты более 40 музеев региона, истории которых расширят проблемное поле выставки и станут одним из способов привлечения внимания аудитории к музеям-участникам проекта.

04:11
83