Большое путешествие, или практикуя «культуру участия»

Самая большая на Земле роскошь -

это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент-Экзюпери

Дорога как танец – если ты его понимаешь – все будет как надо
Кратно быстрее или медленнее … в своем ритме …
Все границы и все возможности в голове
Всё зависит от человека

В рамках данной главы мы рассмотрим совместное со «Зрителем» создание концепции выставки и её наполнение содержанием.

Как мы поняли в процессе проекта, есть несколько различных способов включения зрителя в этот процесс:

  1. участие сообщества в разработке концепции и тематической структуры выставки в рамках мозговых штурмов, конкурсов идей, фокус-групп, голосований, мнений по темам выставки;
  2. вовлечение зрителей в интерпретацию и оценку отдельных экспонатов – с помощью сбора личных ассоциаций, историй, вдохновленных предметами, участие зрителей в отборе артефактов;
  3. встречи и интервью с представителями местного сообщества;
  4. добавление посетителями своих экспонатов и историй в рамках уже заданных тем выставки;
  5. участие зрителя в написании этикеток, экспликаций и других текстов выставки;
  6. участие зрителей в создании отдельных экспозиционных комплексов, посвященных их личным историям и предметам;
  7. тестирование зрителями интерактивных зон, зон участия и других элементов выставки;
  8. наполнение уже функционирующей выставки мнениями, историями, отзывами посетителей;
  9. создание каталога выставки в формате 2.0.

Ниже мы рассмотрим эти подходы в контексте реализации проекта «Искусство путешествий». Мы остановимся на том что мы делали, что получили и что узнали, когда реализовывали это. Отдельно мы рассмотрим также такие общие вопросы, как мотивация участников и эффективность вовлечения.

Прежде чем рассматривать вышеназванные 9 вариантов, остановимся на одном принципиальном вопросе, который позволяет разделить эти практики работы с людьми: как и кем определяется, о чем будет эта выставка? На мой взгляд, существуют два принципиально разных пути, суть которых я попробую пояснить сначала на примере методик психологической диагностики:

1. Тестирование, включающее вопросы открытого и закрытого типа, заранее сформулированных исследователем, имеющим готовый набор категорий, типов, оценок.

2. Глубинное интервью, предполагающее выявление самих вопросов, которые составляют каркас ситуации (проблемы) в системе координат и мыслительных конструктов конкретного человека, словаря, используемого им для их описания, его субъективных шкал оценки действительности (этот подход хорошо показан в методике репертуарных решеток Келли).

В приложении к созданию выставки это может выглядеть так — когда вы идете к людям, участникам вашей истории, консультантам вашего проекта, вы:

— знаете, что вы от них хотите, у вас есть «тест» для них, у вас есть готовые вопросы, и вы собираете варианты ответов?

— не знаете, какие темы будут самым продуктивным, вы открыты и хотите понять, какие вопросы и истории лежат в основе мировоззрения ваших собеседников и их восприятия интересующей вас проблемы?

В первом случае выставка, по сути, создается вами, а люди иллюстрируют ее своими предметами и голосами (дедуктивная история). Во втором – она рождается из историй и предметов людей, ее структуру и замысел задает сама жизнь реальных людей (индуктивная история).

Наглядный пример этой разницы в подходах и результатах приводит в своей статье Д. Агапова, сравнивая выставки, посвященные сказкам:

«Первую делает музей А (эта концепция знакома многим отечественным музеям, поэтому нет смысла конкретизировать). Ее исходный посыл, если быть кратким, таков: 1) дети любят сказки; 2) многие сказочные реалии ушли из повседневности и ребенку незнакомы; 3) если ребенка познакомить с ними, то понимание сказок станет более объемным. Отсюда следует интерактивная экспозиция, на которой дети могут примерить лапти, попробовать, как работает мельница, ступа, невод и т. п.»

В создании такой выставки вполне можно включить самих детей, пообщавшись с ними, например, на тему, какие сказочные «реалии» им известны/неизвестны, или предложив им нарисовать для выставки предметы, которые встречаются в сказках.

«Вторую делает музей В (известный мне пример — выставка лондонского Музея детства, филиала музея Виктории и Альберта). Исходный посыл: 1) дети любят сказки; 2) сказки обладают вторым дном и сложным образом связаны с коллективным бессознательным. Музей спрашивает детскую аудиторию, что именно ее интересует, то есть проводит исследование.

И получает ответ: больше всего детей волнуют страшные и амбивалентные образы сказок, возможность быть брошенным родителями, как это случилось с мальчиком-с-пальчик и т. п. В результате возникает выставка под названием «Материя ночных кошмаров» (TheStuffofNightmares), в которой экспонаты из коллекции музея соседствуют с произведениями современных художников, а школьники с увлечением создают коллективную инсталляцию, перерабатывающую их собственные страхи. Так народная культура прошлого соединяется с народной культурой современности не только в памяти, но и в повседневной жизни людей».

03:23
97