Фильтрация, теги, рекомендации

Веб породил огромное количество информации. В связи с чем огромной проблемой стала ее фильтрация – оценка и сортировка. С этой задачей как раз-таки и справляются пользователи сети, голосуя, составляя личные подборки, рейтинги, комментируя сетевой контент. Без этого механизма представить существование сети просто невозможно. Люди понимают эту проблему и с готовностью включаются в ее решение.

Но ведь это все очень подходит и для музейного «контента».

Прямую параллель мы можем провести с гигантскими размерами экспозиций крупных музеев, освоить многообразие экспонатов которых не в состоянии ни один посетитель. Однако пользовательские рекомендательные сервисы – это инструмент, далеко выходящий за пределы навигации. Это инструмент, который может стать одной из форм музейной интерпретации и диалога о прошлом.

Если говорить о реальности, то музеи сегодня преимущественно используют механизмы. Самый известный из них — экскурсии, представляющие собой личные подборки и «списки» тем, экспонатов, предлагаемых публике кураторами выставок. Развивающиеся сегодня интерактивные путеводители для самостоятельного знакомства с экспозицией – по сути, работа в той же плоскости. Меняется не подход к отбору, а способ подачи материала.

Музей предлагает включить в эту рекомендательную систему самого посетителя. Как в сетевых, так и в несетевых проектах накоплен богатый опыт в этой области и даже созданы специальные термины – «коллаборативная фильтрация» и «фолксономия». К этому готова аудитория, это дает удивительные эффекты в музейных выставках. Это мы очень хотели внедрить на выставке «Искусство путешествий», но, в силу разных причин, не сделали этого.

208