Зоны участия для посетителей важных проектов

ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Правила хорошего тона
  2. Правило «1:10:89» на бумаге
  3. Особенности 2.0 в обслуживании выставки
  4. Что делать с контентом, создаваемым посетителями

Зоны участия для посетителей важных проектов

ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА

Когда мы приглашаем друзей на праздник, мы обычно прибираем в доме и украшаем его. Выставка существует по тем же законам. Она должна быть дружелюбной, гостеприимной, уютной, атмосферной, побуждающей делиться и общаться. Большую роль в этом играет оформление зон участия, мест, где будут создаваться и размещаться тексты, эмоции, артефакты гостей выставки. Они должны быть красивы, разнообразны, удобны, просты и понятны в использовании. Это действительно важно.

ПРИНЦИП «1:10:89» НА ВЫСТАВКЕ

Согласно соотношению «1:10:89», которое вывел Брэдли Хоровиц на основе некоторых общих принципов деятельности YahooGroups, фоообменного сайта «Flickr» и «Википедии» в Сети доминируют зрители (89%), тогда как комментаторы (10 %) и авторы (1%) – в меньшинстве. Одним из интересных вопросов в контексте музейных проектов 2.0 является исследование этого же соотношения. Существует ли оно и от чего зависят эти цифры.

Создавая открытый выставочный проект, мы были заинтересованы в максимальном участии аудитории. Но всегда надо понимать, что это определяется не только авторами, но и общими культурными, социальными, антропологическими и иными рамками, в которых существует музей. Тем не менее для таких проектов очень важным является изучение различий в реакции и степени участия людей в зависимости от их пола, возраста, а также формы и содержания самих зон участия. Сошлемся здесь на исследования и размышления Нины Саймон, использующей более сложную схему классификации аудитории.

и приведем данные по нашей выставке (подробнее смотри в главе 5).

ОСОБЕННОСТИ 2.0 В ОБСЛУЖИВАНИИ ВЫСТАВКИ

Создавая выставки в духе Культуры участия нужно понимать, что значительная часть ресурсов должна быть оставлена на период, когда выставка уже откроется. Речь идет как о материальных, так и людских ресурсах (даже в большей степени). Речь идет о постоянном обновлении зон участия (маркеры, стикеры, стены и пр. и пр.), взаимодействии с посетителями (классические экскурсии для таких проектов практически невозможны, здесь нужен скорее «навигатор» и модератор общения). Еще одной задачей является просмотр контента – предварительной модерации текстов и комментариев здесь не предусмотрено, в связи с чем неадекватный контент (который в небольшом количестве был и в нашем проекте, и регулярно встречается у американских коллег) нужно удалять. Также важно поддерживать коммуникацию и выкладывать интересные сообщения, работы, артефакты посетителей на странички проекта в Интернет.

ЧТО ДЕЛАТЬ С КОНТЕНТОМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Даже 10 % комментаторов и 1 % авторов способны создать огромное количество текстов и работ. Зоны участия регулярно переполняются еще во время выставки. И приходится принимать решение о судьбе этих материалов.

Во многих проектах Нины Саймон посетителям в ряде зон разрешалось писать прямо на стене, которая периодически перекрашивалась, что давало возможность участвовать новым посетителям. Мы были не готовы к такому формату ни технически, ни морально. Казалось кощунством удалять эти следы людей, их мысли, чувства, истории.

Однако по ходу проекта отношение к этой ситуации несколько изменилось. Хорошим образом для нас стала зона «Что заставляет вас отправляться в путешествие?». По форме она была фактически материализацией стены в социальных сетях, когда новые посты сдвигали вниз старые. И мы подумали, а кто сегодня откручивает эту ленту глубоко вниз? И поняли – практически никто. Видимо, это особенность времени, жизни в переизбытке текстов, ситуативных диалогах, постоянно наращиваемых информационных полях. Хотя возможно вопрос и более сложный – общение имеет ценность именно в момент общения. Надо создавать новые поводы для разговоров, а не прослушивать старые беседы.

Тем не менее, такое стирание следов не может быть правилом для всех партисипативных зон и объектов. Очень часто посетители создают потрясающе интересный контент, который может и должен превращаться в какие-то арт-объекты, создающие ощущение сообщества, соавторства и транслирующие какие-то коллективно рожденные смыслы.

Мы сохранили все созданные посетителями материалы и ищем эту творческую форму. Тем более что наш проект продолжается, выставка путешествует по музеям, и возможно мы могли бы таким образом соединить людей из разных городов.

Анонс (краткое Описание статьи + текст из заголовка)

Когда мы приглашаем друзей на праздник, мы обычно прибираем в доме и украшаем его. Выставка существует по тем же законам. Она должна быть дружелюбной, гостеприимной, уютной, атмосферной, побуждающей делиться и общаться. Большую роль в этом играет оформление зон участия, мест, где будут создаваться и размещаться тексты, эмоции, артефакты гостей выставки.

131