Мотивация участников и соавторов

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, что обусловлено объективной причиной – потрясающим многообразием:

  • форм и практик соучастия,
  • социокультурного контента и историй, вокруг которых возникает взаимодействие,
  • самих людей, обладающих разными интересами, характерами, подходом к жизни, к работе, к самому участию,
  • конкретных ситуаций и обстоятельств, в которых люди включаются в проекты.

Мотивация участников и соавторов

Тем не менее сам спектр базовых мотивационных факторов выделить вполне возможно. Большой опыт здесь накоплен как в рамках музейных проектов, так и в области краудсорсинга, во многом основывающегося на тех же потребностях людей.

Имея большой опыт партисипативных проектов, Нина Саймон выделяет 4 главные причины, по которым людям нравится участвовать:

  • удовольствие от интересной работы,
  • опыт научится что-то делать хорошо (быть успешным в чем-то),
  • время, проведенное с людьми, которых мы любим, которые нам нравятся,
  • шанс стать частью чего-то большего.

Большая часть этих выводов строится на анализе мотивации участия посетителей непосредственно на самих партисипативных выставках. Мы в свою очередь провели опрос тех, кто участвовал в создании самой концепции нашей экспозиции.

Первый вопрос, который мы задали, звучал следующим образом: «Что может быть основной мотивацией участников подобных мозговых штурмов и обсуждений концепций музейных проектов и выставок?». Ответы впечатляют своим разнообразием (сохранен авторский стиль):

То, что их мнение, как людей, имеющих непосредственное отношение к данной сфере (любой), крайне важно для организаторов выставки.

Во-первых, сама возможность участвовать в формировании музейной экспозиции – это то, что априори недоступно обычному человеку. Одно это притягивает – тут конечно есть сложность, что мнения и пожелания большинства участников не смогут быть воплощены, но сам факт многого стоит. Лично для меня такие мозговые штурмы – это форма досуга, которого в Екатеринбурге очень и очень мало. Конкретно тема этой выставки важна тем, что на сегодня рассказ о путешествиях легко переводится в виртуал, в соцсети, где тонет, и его овеществления не случается. Музей есть форма такого овеществления, и возможности поделиться своим ускользающим опытом.

  • самореализация;
  • потребность поделиться личным практическим опытом;
  • знакомство с интересными людьми, единомышленниками;
  • ощущение сопричастности большому, хорошему делу;
  • возможность организовать свой досуг качественно новым образом

Думаю, что это только своеобразный «клуб по интересам». По крайней мере, для людей кому за…

Общение с различными специалистами, также принимающих участие в обсуждении, возможно, какое-то сотрудничество в дальнейшем участников и организаторов выставки.

Бескорыстное желание создать что-то принципиально новое, что будет интересно широкой аудитории посетителей музея.

Интерес к теме.

Желание сделать жизнь интереснее, насыщенней позитивом, привлечь больше людей в занятие, через которое люди познают мир и учатся любить планету в её природном аспекте. По доброму «заражаются» познанием через путешествия.

В целом это достаточно близко к тем результатам, к которым пришли участники краудсорсиногового сообщества Сбербанка, выделяя причины их участия в проекте «Сбербанк-21»:

1. возможность изменить будущее в лучшую сторону,

2. раскрытие своего потенциала, своей уникальности,

3. ощущение реальной ответственности за свои идеи и решения,

4. возможность самореализации, реализовать свою идею на практике,

5. участие в создании инноваций,

6. возможность почувствовать себя частью коллектива,

7. осознание того, что твое мнение важно и является вкладом в общее дело,

8. реальное вознаграждение в виде подарков, предложения работы и т.д.

и еще:

  • ВЫЗОВ (challenge), вызов самому себе, своим способностям и умениям. Смогу ли? Получится ли? ...
  • и ИНТЕРЕС, интерес людей ко всему новому, человеческое любопытство. А что будет если? А зачем? А почему?

В этом «практичном» кейсе есть небольшое смешение в сторону самореализации, решения значимых социальных проблем и внешней мотивации, что в целом видимо характерно для краудсорсинговых онлайн проектов, где отсутствует реальная возможность живого общения с другими участниками проекта. По крайне мере подобную мотивацию зафиксировали исследователи Генри Сауэрманн (HenrySauermann) из Технологического института Джорджии и КьяраФранзони (ChiaraFranzoni) из Политехнического Университета Милана. Выводы авторов базировалсиь на изучении деятельности ресурса Zooniverse, крупной раудсорсинговой платформы, запущенной в 2007 году и специализирующейся на научных проектах.

Исследователи выделили два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю. Первый тип мотивации включает материальные ценности и социальное признание, тогда как второй вид мотивации предполагает получение удовлетворения от:

  • решения сложной проблемы,
  • получения информации об интересном объекте или задании,
  • ощущения собственной компетентности.

Подробнее о результатах данного исследования можно прочитать в опубликованной работе ”Динамика участия в Краудсорсинговых разработках. Фокус и возобновляемость мотивации, основанной на интересе”.

Согласно исследованиям других зарубежных авторов, основными мотивами участия в краудсорсинговых проектах являются:

  • возможность обучения и развития собственных навыков,
  • непосредственное и быстрое получаемое материальное вознаграждение,
  • возможность заявить о себе и повысить свой статус,
  • социальные мотивы помощи другим, взаимной поддержки, интересного общения.
  • заработок,
  • развитие собственных творческих способностей,
  • возможность найти дополнительную работу,
  • привлекательность сообщества вовлеченных в проект людей.

Отметим, что, несмотря на отдельные расхождения, наши наблюдения и результаты разных исследований свидетельствуют в пользу двух идей:

  1. Успешные проекты работают с внутренней мотивацией участников, ядром их потребностей самого верхнего яруса. Люди соглашаются на участие, когда удовлетворяются их определенные психологические, социальные или эмоциональные потребности. Если же потребность не удовлетворяется, они участвовать не будут. Это может быть как личная компонента, связанная с удовольствием, азартом, интересом, самоуважением, так и социальная, построенная на чувстве сопричастности, принадлежности, значимости вклада в развитие и сохранение культуры, общества.
  2. Выстраивая проект нужно думать не от том, что люди могут сделать для вас, а что вы можете сделать для них. Культура участия и краудсорсинг работает лучше всего тогда, когда индивидуум или компания дает сообществу то, что оно хочет.

Не менее значимыми в таких проектах являются технологичные, формальные аспекты их организации. Как показывают исследования в области краудсорсинга, наиболее мотивирующими оказываются такие задачи, которые:

  • четко сформулированы и требуют разнообразных навыков,
  • предполагают высокую автономность работы,
  • участники хорошо понимают, как будет организован конкурс идей, каких знаний он от них потребует, и на какие источники информации они могут опираться в своих поисках.

Это в какой-то мере подтвердили и участники наших фокус-групп, отвечая на вопрос «Что может сделать эти встречи более привлекательными для участников, позволит привлечь больше разных людей, создать сообщество».

В этом плане я по опыту молодежных встреч в разных храмах знаю только один рецепт – жёсткая регулярность – например, в конкретном месте каждый четверг в 19 часов (или каждую первую пятницу месяца и т.п.). При этом количество будет скакать лихорадочно, но неуклонно расти, но для этого надо что-то долгоиграющее «вечное». Поэтому в плане музейных выставок важнее встречи-акции – там тоже важна жесткая регулярность, но в течение двух-трёх месяцев, полугода. Сейчас сообщество долгоиграющее вряд ли возможно, но оно может базироваться на ситуативной солидарности.

  • нужно сохранить у действующих участников чувство вовлечённости в процесс, постараться не допустить ситуации, когда интерес угас;
  • люди должны видеть на практике результаты своей работы, у участников должно возникать чувство нужности и полезности;
  • постановка новых интересных задач!

Наверное, побольше освещать данные мероприятия (в соц.сетях, на сайте музея, универа). Каким-нибудь ненавязчивым, нескучным языком (м.б. в форме небольших репортажей).

Активная работа и отчёт о мероприятиях в соцсетях, в интернете. Опять же, это предоставление участникам каких-то бонусов. Чаепитие и общение, обмен контактами, возможно, создание что-то типа фокус группы из участников в интернете.

Обсуждение опыта зарубежных стран в организации музейного дела

Реклама («сарафанное радио», соцсети). Привлечение не только работников музеев, но и людей бывших в геологоразведочных и археологических экспедициях (взгляд на разные регионы и страны с профессиональной стороны)

Проведение акций-путешествий с символикой проекта, как походов выходного дня, так и большой многодневной экспедиции с отслеживанием этапов путешествия по ТВ.

Приглашать на встречи людей, известных в данной сфере, предварительно сообщив об этом приглашенным.

Ответы наглядно показывают, что кураторы проектов 2.0 должны обращать внимание на

  • хорошую организацию процесса,
  • регулярность встреч,
  • информационную поддержку участников и коммуникации внутри создаваемого ситуативного сообщества,
  • превращение проекта в яркий незабываемый процесс, о котором знает весь город,
  • визуализацию вклада и результатов работы созданного ситуативного сообщества.

Последний аспект представляется особенно значимым. Действительно как отблагодарить людей, которые так много сделали для вашего проекта, как показать их участие? Наши соавторы слегка затруднились с ответом на этот вопрос. Вот что мы получили от них:

Это без понятия. Меня, например, смущает моя фамилия или фото, зато у друзей случается «радость узнавания», типа ага – музей то и про нас тоже. Памятный сувенир типа кружки или футболки? Но это вероятно накладно. А кому-то может быть важны и официальные благодарности от организаторов с дипломом или значком. Меня же более чем устраивает возможность соучастия и бесплатного посещения выставки.

Совместные фото на память, размещение их в соцсетях с признательными словами (чтобы человек, возникни у него такое желание, мог у себя на страничке визуализировать своё участие;

Именное приглашение на выставку (просто приятно да и пригласить друга или родных на выставку, в создании которой есть твой вклад – это определённо положительный аспект). При желании можно оставить такое приглашение на память, тоже некий «якорёк», плюс самореализация (принадлежность к ярким событиям в культурной жизни города – это очень круто!)

Стандартными способами тоже пренебрегать не стоит.

Наверное, дело в том, что участвовало много людей, и большинство из этой цепочки были лишь «эпизодами», т.к. «разработчики» сменяли друг друга. Плюсы: новые участники — новые, свежие идеи и мнения. Минусы: связь между ними потеряна. Наверное, к каждой выставке должна быть группа разработчиков и исполнителей от- и до-.

Желание помочь должно быть бескорыстным.

Лучшие предложения могут быть поощрены бесплатными пригласительными билетами для них и членов их семей. А так же тем, что их фамилии будут занесены в список тех, кто помогал организовать данную выставку, и будут представлены на отдельном стенде «Как создавалась эта выставка» (например).

Мне понравился зал, посвящённый как раз созданию выставки. Я думаю, каждому было приятно увидеть себя на фотографии, а ещё приятнее, что простые посетители выставки увидели нас там.

Мы сделали отдельный зал, посвященный проекту (ЗD-тур). Постарались там отразить всех, кто участвовал в нем, донести до посетителей мысль о том, как много людей вложило в него свою энергию, эмоции, идеи. Это было очень важно для нас.

После закрытия экспозиции, анализируя опыт коллег, мы наткнулись на совершенно потрясающий пример визуализации вклада участников.

103